От Дмитрий Лебедев Ответить на сообщение
К Георгий
Дата 24.11.2000 12:46:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

и о традициях

Я попросил бы избегать сильных выражений. Георгий заявил, что советское общество "ШИЗОФРЕНИЧНО". Это сильное заявление и оно требует существенного подкрепления. Я тщетно искал его в тексте послания. Читаю ответ Романа, а у него советское общество уже "ОЛИГОФРЕНИЧНО". Ну знаете...
Насколько я понял (пришлось постараться) суть спора о соотношении традиций и законов в советском и западном обществе. Это, вообще-то, тема для диссертации, а не для поверхностного разбора с достаточно голословными утверждениями. Так, согласно Роману, мы (жители СССР) не убивали то ли из-за закона о смертной казни, то ли из-за здравого смысла. Роману виднее - в чужую шкуру не залезешь, но я не убивал потому что страдаю, глядя на мучения другого, потому что это противно сути человека - лишить кого бы то ни было жизни. По этой причине я не люблю охоту и даже рыбную ловлю. Я может слишком чувствителен, но осмелюсь утверждать, что большинство имело сходные "мотивы" оставаться порядочными людьми. Другой утверждение Романа - западные люди, "крылатые слоны" (выражение Романа), не нуждаются в традициях в силу своей высокоразвитости. Мол, традиции для "тупых" и "отсталых" традиционных обществ, а мы, мы, арийцы, сами решим как нам жить и кого оставить в живых. (Вспоминаю, что замечательный гуманист Томас Мор разработал закон, согласно которому казнили, по-моему, 70 тыс. нищих - за то, что у них не было крова над головой - вот что такое западные здравомыслие, законность и гуманизм в действии). Возможно ли вообразить более тоталитарное суждение? Или, наоборот, Роман безмерно религиозен и полагает, что традиции были даны Богом "невежественным традиционным народам". Мои положения:
1. В Советском Союзе традиции существовали и, хоть они были светскими по сути, они были вполне религиозными по содержанию. Вспомните ожидание чуда под Новый год, исполненные радости лица людей во время общественных шествий. Так называемый "здравый смысл", на самом деле складывается из впитываемых с молоком матери иррациональных, зачастую религиозных конуструкций (я имею в виду из воспитания в первые 7 лет жизни - согласно молдавской поговорке). Роман их впитал и не ценит, как горячую воду, свет и газ, считает, что это данность. Да ничего подобного! Мне довелось переводить этические регуляции одной западной корпорации, я был потрясён. Нет ни одной регуляции, которой бы я не следовал интуитивно. А им приходится втолковывать это своим высококультурным сотрудникам. Законов было менше, чем на Западе, по той причине что:
i Роман прав, меньше было свобод. Но многие из этих свобод были не нужны (зачем мне две жены?) или даже омерзительны (зачем мне муж!?). Отсутсвие иных законов помогло нам вырасти нормальными людьми, более цивилизованными и душевно здоровыми, чем люди в самых чтони на есть цивилизованных странах.
ii Например, в американской системе судопроизводства многое решается прецедентом, но суть везде тождественна: закон закрепляет сформировавшуюся потребность - не было у нас рабовладения - зачем нам закон против рабовладения, не было скотоложества - зачем закон о скотоложестве? Людей не растаскивали на органы - зачем закон об этом? Наш здравый смысл, не являющейся биологической данностью, не пришедший в результате знаний, а коренящийся в этических принципах позволял нам жить нормально, по-человечески, без законов. На западе, как на острове доктора Моро, законами регламентируются простейшие человеческие взаимоотношения, и культура обслуживания и потребления никакого отношения не имеет к человеческой культуре - неудивительно, что там так мало читают.
2. Не то что на западе нет этических норм, но само устройство западной жизни изначально направлено против них. Государство, церковь поддерживают традиции и этику по мере возможности и они, несомненно, присутствуют в западном обществе, но постоянно подвергаются эрозии со стороны философии индустриального свободного общества. В "отсталом" ацтекском государстве законодательно было установлено: если мелкий ремесленник загрязняет воздух дымом из своей мастреской - он подлежит казни. Природа и здоровье граждан приоритетны! Весь "прогрессивный" капиталистический мир не в состоянии решить этой проблемы. Конкуренция, безудержное потребление, буржуазные права, принцип "разрешено всё, что не запрещено законом", индивидуализм и прочее и прочее постоянно подрывает религиозные и этические нормы и зачастую направлены против человека в традиционном понимании, преодолевают человека. Это приводит к потрясающим аберрациям, которые мы можем наблюдать в капиталистических обществах.
Писатели-фантасты осознали это давно. В романе Герберта Уэллса "Машина времени" мы видим людей с высоким уровнем жизни и потребления (элоев) и их высокоразвитых антагонистов (морлоков), которые не являются людьми - ни одни, не другие. Таким образом, до некоторой степени, традиционное общество враждебно закону, хотя ни одно общество не может существовать без законов, а буржуазное общество враждебно этике и традициям, хотя ни одно общество не может существовать совершенно без этики и традиций.