От Фукинава Ответить на сообщение
К All
Дата 25.02.2013 21:47:03 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Версия для печати

Интересная статья Ростислава Марченко о перспективной ТБМП (ответ Канчукову)

Приветствую Вас,

http://rostislavddd.livejournal.com/38100.html?mode=reply

Что такое боевая машина пехоты? Это боевая бронированная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к месту выполнения боевой задачи, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою. В современных условиях главными отличиями БМП от БТР (помимо нагрузки на государственный бюджет) по сути является упор на боевые качества в конструкциях БМП и транспортные функции касательно конструкций бронетранспортеров.
Концепции применения БМП (разрабатываемой БМП-1) прошедшие войну генералы армии победительницы видели следующими:

При встрече с подготовленной в противотанковом отношении обороной противника десант должен был спешиваться на удалении около 600 м от переднего края обороны (т.е. на предельной дальности стрельбы РПГ), а БМП - передвигаясь от укрытия к укрытию поддерживать подразделения огнем. Бой с машины предполагался только при встрече с неподготовленной обороной. В обороне БМП предназначались к усилению боевых порядков пехоты, также совместно с танками должны были действовать во встречном бою и в контратаках. По опыту ВМВ очень большое большое значение придавалось составу комплекса вооружения новой новой боевой машины позволяющему достаточно эффективно поражать современные танки противника.

Собственно после спешивания десанта функционально БМП становилась танком непосредственной поддержки пехоты. Кроме того для расширения тактических возможностей и видимо вследствие попытки удешевления машины (низкая масса) в конструкции БМП-1 была предусмотрена возможность плавать.

На 1959 год данные требования нельзя не назвать достаточно адекватными, я бы даже сказал что концепция данной боевой машины отразила опыт профессионалов выигравших Великую Отечественную.
Упомянутая тактика применения данных боевых машин (движение в глубине боевых порядков от укрытия к укрытию на удалении до километра от поддерживаемого подразделения) в достаточной мере снимала проблему низкой защищенности БМП-1 (примерно соответствующей танку Т-60 ВМВ)и делала вполне достаточной бронезащиту, "противостоящую стрелковому оружию, автоматическим пушкам на дальностях 600-800 м, осколкам мин и снарядов" из Технического Задания. Кроме того, в данный период соревнование снаряда и брони уверенно выигрывал снаряд, развитие кумулятивных снарядов и гранат значительно опережало возможности бронезащиты не только имеющихся, но и разрабатываемых танков. В данных условиях мнение что повышение подвижности, вероятное снижение цены и наличие возможностей подразделениям на БМП форсировать водные преграды с ходу вполне окупит слабую защищенность как минимум имеет право на существование.

К 1980 году технический прогресс потребовал более современных боевых машин, в результате родилась БМП-2.

Основным отличием данной боевой машины от предшественницы являлась двухместная башня с стабилизированной скорострельной 30 мм пушкой. установленной вместо "БМПшного" варианта реактивного противотанкового гранатомета СПГ-9 - 2А28 "Гром". Как ясно видно, изменение комплекса вооружения было связано в первую очередь с повышением как "противопехотных" возможностей машины, так и созданием для нее возможностей по борьбе с боевыми вертолетами и штурмовиками вероятного противника.

В результате отказа от концепции поддержки подразделений огнем БМП из глубины боевых порядков (касательно машин со стабилизированным вооружением) в определенной мере снятая когда то фронтовиками проблема слабости бронезащиты данных боевых машин (при соблюдении норм Боевых Уставов) встала во весь рост, поскольку защищенность БМП-2 сравнительно с БМП-1 осталась одинаковой, противотанковые средства за прошедшие годы не останавливали своего развития, а их насыщенность в армиях вероятного противника сравнительно даже с 1959 годом, а не 1942 (касательно уровня бронезащиты соответствующего Т-60) вообще стала какой то запредельной. Наличие стабилизации вооружения конечно большой плюс, но оно в принципе особо не поможет при движении боевой машины с переменной скоростью 3-7 километров в час касательно снижения вероятности поражения даже ручными противотанковыми гранатометами, не говоря о ПТРК противника. Собственно рывки БМП-1 при ведении огня с коротких остановок недалеко от этого ушли.

Заострю внимание на последнем. При соблюдении принципов применения БМП-1 присутствие в машине только двух членов экипажа - наводчика -оператора и механика водителя( в двух из трех машин взвода) не составляла большой проблемы. При действиях в глубине своих боевых порядков наводчик имел достаточно широкое поле обзора вперед и мог достаточно оперативно реагировать по проявившим себя огневым средствам врага (которые вынуждены это делать чтобы остановить наступающую пехоту) . А вот при действиях в цепи, не говоря уж о совместном с танками впереди нее резкое улучшение обзора (особенно в стороны) и скорости реакции на обнаруженную угрозу становится куда более критичным. Проще говоря, отсутствие в двух из трех машин мотострелкового взвода на БМП-2 командиров наблюдающих за полем боя по определению очень резко снижали их эффективность и потенциальные потери. Как не анекдотично это звучит, но если вспомнить что после сброса десанта БМП является не более чем легким танком НПП, то генералы 80-х сочли себя умнее ладно бы требовавших выделенного командира с 1939 года сталинских генералов, но и всего опыта Великой Отечественной Войны. Касательно которой в армии понятно никто не был забыт и ничто не было забыто.

Впрочем в 2005 году, после 15 лет непрерывных локальных войн Российские военные специалисты от данных тактических решений отказались.

Впрочем выбор между наличием в спешиваемой группе взвода двух лишних стрелков и применением всех БМП с экипажами в составе трех человек ( командир, наводчик, механик водитель) остался прежним. Что я могу сказать, по всей вероятности эти два АК-74М в цепи на практике вполне компенсируют теоретическое улучшение обзора, времени реакции и эффективности применения комплексов вооружения двух боевых машин подразделения.

Вот мы и подошли к ТБМП, создание которых в данных условиях просто напрашивается.

1. В отличие от замершего на месте, вследствие упорных попыток сохранить "плавучесть " советских боевых машин пехоты уровня их защищенности, защищенность танков постоянно росла. Вследствие появления композитной брони и активной бронезащиты эффективность кумулятивных снарядов и гранат в настоящее время заметно упала, пробить любым БОПС броню современного танка с фронта тоже непросто, так что решение о создании тяжелых БМП на базе танков, или лучше сказать узлов и агрегатов современных боевых танков (с соответствующим им уровнем броневой защиты) будет оптимальным. Не будем забывать слова Наполеона, насколько для войны нужны деньги. Данный подход резко уменьшит расходы на создание и эксплуатацию ТБМП, а так же заметно упростит подготовку кадров.

2. Так как любая боевая машина в большей или меньшей степени является «повозкой для пушки» будет вполне логичным конструировать машину «вокруг ее стволов» с поправками на равнозначное в данном случае требование по возможностям транспортировки личного состава.
Комплекс вооружения новой ТБМП должен эффективно решать следующие задачи.:
- Обеспечивать возможности эффективной борьбы с пехотой противника оснащенной средствами индивидуальной бронезащиты( в том числе в полевых укреплениях) во всех видах боя.
- Обеспечивать возможности эффективного поражения Бронемашин, БТР и БМП( в том числе тяжелых) а так же устаревших танков вероятных противников.
-Обеспечивать возможности эффективной самообороны касательно современных танков вероятных противников..
-Обеспечивать возможности эффективной борьбы с боевыми вертолетами вероятных противников, а так же самообороны от штурмовой авиации.

По понятным причинам, экономия на системе управления огнем боевой машины в данном случае будет
преступной.

В настоящий момент в мире считается что 20-30 мм калибры себя исчерпали и перспектив не имеют, однако дешевизна малокалиберных выстрелов и артсистем не позволяет от них отказаться. И немудрено, поскольку ресурс ствола 125 мм танкового орудия 2А46М составляет от 300 до 800 выстрелов бронебойно-подкалиберными и осколочно-фугасными снарядами соответственно, а сами снаряды тоже отнюдь не дешевы.

Не буду рассматривать варианты создания артсистем под 37 или 45 мм калибр, остановлюсь на отрабатываемых вариантах уже установки в боевые машины 57 мм автоматического орудиячто позволит по крайней мере в первые годы получить серьезную экономическую выгоду использованием заскладированных запасов боеприпасов, в том числе поэлементно после переснаряжения, а так же деталей хранящихся С-60 вместо их отправки на переплавку.

Кроме того, использование выстрелов 57 мм калибра позволит резко расширить номенклатуру используемых боеприпасов, получив помимо имеющихся в наличии осколочно-трассирующих и бронебойно-трассирующих снарядов высокоэффективные по причине использования наработок последних лет бронебойно-подкалиберные, даст возможность разработать и использовать снаряды с радиовзрывателем, дистанционные гранаты с взрывателями других типов, а так же снаряды с готовыми поражающими элементами, для полной реализации возможностей которых собственно нужны только – современные взрыватели позволяющие программировать разрыв в нужной точке траектории, современная система управления огнем позволяющая ведение огня с закрытых огневых позиций и соответствующее обучение экипажей боевых машин.

Данный путь сулит куда большие перспективы и существенную экономию сравнительно с многобашенной компоновкой предложенной Сергеем Алексеевичем. Впрочем, оборотной стороной расширения типов используемых боеприпасов будет отказ от ленточного питания или автомата заряжания и возвращение к заряжающему. В чем однако тоже есть свои плюсы, поскольку техническая надежность пихающего снаряды в зев казенника пушки рядового Петрова практически всегда будет опережать любой автомат, а при использовании обойменного питания для реализации возможностей автоматического огня орудия и использование разных типов боеприпасов, создание минимально надежного АЗ вообще представляется с трудом.

По понятным причинам 57 мм орудие должно быть спарено с пулеметом ПКТ и кроме того данный комплекс может быть дополнен установкой крупнокалиберного пулемета КПВТ или НСВТ, в целях периодической экономии пушечных боеприпасов. Например в ходе зачистки не желающей сдаться остаточной группы противника в траншеях разрушенного опорного пункта, когда расстреливать ячейки с военнослужащими противника из пушек просто нерентабельно.

Установка на боевой машине ПТРК окончательно закрывает возможности решения всех стоящих перед БМП в современном общевойсковом бою боевых задач.

3. Десант перевозимый внутри БМП должен насчитывать не менее шести человек, это необходимый минимум для реализации огневых возможностей боевых машин и способности «залезть в каждую дырку» пехотинцев, чьей задачей в данном случае является обнаружение, целеуказание и связыванием боем обнаруженного противника, т.е. создание условий для его уничтожения огнем танков и БМП.

С учетом неспешиваемого экипажа боевой машины, как обосновывалось выше оптимально должного состоять из четырех человек (командир БМП, наводчик-оператор, заряжающий, механик-водитель) минимальная численность отделения на данной БМП будет равняться десяти бойцам.

4. Теперь переходим к компоновочным решениям, по размещению упомянутых выше -комплекса вооружения, четырех человек экипажа и не менее чем шести человек десанта под броней.
Современные ОБТ Российской армии в разрезе выглядят так (схемы с сайта БТВТ ):

При сохранении «танковой» длины и ширины ТБМП (либо незначительном увеличении по длине) и некоторым повышением высоты корпуса в целях увеличения заброневого объема ( до полуметра, высота машины до 2500 мм по крыше башни)) с использованием ставшей классической БМП-шной компоновки ( с размещением двигателя в передней части машины) как легко можно убедится по размерениям, размещение под броней десяти человек становится вполне возможным.

Шестеро десантников (2Х3) при расчетных габаритах 60Х80Х150 см на одного человека, вполне помещаются в габариты МТО Т-72/90 по его длине и ширине.

Так как 57 мм орудие не требует такой же ширины погона как 125 мм даже при условии появления заряжающего вместо автомата заряжания, погона башни шириной 1800-2000 миллиметров вместо 2245 у танка, будет вполне достаточно. Для трех человек в башне если исходить из опыта ВМВ и вообще танкостроения, данного пространства даже с учетом приличных габаритов казенной части 57 мм автоматической пушки более чем хватит. Ширина погона танка Т-55 где заряжающий ворочал длинные и тяжелые 100 мм выстрелы составляла 1825 мм, ИС-2 – 1800 мм, танка Т-34/85 – 1550 мм.
Единственные проблемы в данном случае вырисовываются с отделением управления, поскольку при поперечном размещении двигателя механика-водителя становится просто негде разместить, кроме как практически под ногами у наводчика. Однако свободное пространство по другому борту в принципе позволяет разместить еще одного десантника, доведя состав спешиваемой группы до семи человек.
Проблемы размещения боеприпасов в данном случае неактуальны, поскольку полностью снимаются при размещении их не в корпусе машины, а в башенной нише, что дополнительно позволяет реализовать всякие современные ухищрения типа вышибных пластин и сделать башню БМПТ уравновешенной.

Данная БМПТ, обладая бронезащитой аналогично танковой, комплексом пулеметно-пушечного вооружения оптимизированным для поражения личного состава, легкобронированной техники и вертолетов противника, в меньшей степени, но способная дать отпор и его современным танкам, при условии наличия соответствующих СУО и обучения экипажей ведению огня с ЗОП способна стать весьма крепким орешком не только для армий наших соседей с избытком населения, но и для армий весьма развитых государств.
Собственно одно только широкое применение данными БМПТ боеприпасов с ГПЭ с закрытых огневых позиций, полупрямой и прямой наводкой способно напомнить врагу о прозвище русской «трехдюймовки» во времена Первой Мировой , которая благодаря своей шрапнели и искусной стрельбе русских артиллеристов звалась у немцев и австрийцев – «КОСА СМЕРТИ».


https://vif2ne.org/nvk/forum/0/0.htm битвы сферичесих коней в ваккуме