От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.09.2016 12:33:10 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

И.М. Майский предлагал открыто признать существование секретного протокола к ПМР

ПЕРВОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КПСС Н.С. ХРУЩЕВУ

Ул. Горького, 8, кв. 83 Т.Б 9-04-17

20 июня 1961 [Москва] ЛИЧНО

Глубокоуважаемый Никита Сергеевич,

Памятуя мой разговор с Вами в Кремле 14 июня на приеме для ученых, позволяю себе послать Вам рукопись моей работы «СССР был прав!»(1), о которой тогда шла речь. Это мои воспоминания о тройных переговорах (СССР, Англия, Франция), которые велись в 1939 г. с целью заключения пакта взаимопомощи против гитлеровской агрессии.

Хотя ответственность за неудачу тройных переговоров целиком несут Англия и Франция (отчасти также США), на Западе была создана и прочно укрепилась клеветническая легенда, будто бы вина за такой их исход ложится на СССР; будто бы советское правительство в 1939 г. играло двойную игру – открыто вело переговоры с Англией и Францией, а за их спиной тайно сговаривалось с Германией; будто бы в решающий момент, когда надо было подписывать пакт, оно предпочло заключить соглашение с Германией о «разделе Польши» и чуть ли не о союзе с ней против «западных демократий».

Несмотря на то что со времени тройных переговоров прошло свыше 20 лет, названная клеветническая легенда продолжает жить до наших дней. Так, она фигурировала в адресованных Вам нотах Эйзенхауэра, на что в свое время Вы дали весьма крепкий ответ (я цитирую его в заключительной главе моей работы)(2). С ней постоянно сталкиваются наши товарищи, имеющие дело с зарубежными людьми. Осенью прошлого года, напр., она всплыла на конференции англо-советских историков в Москве, где мне пришлось резко выступить против нее(3). Короче говоря, легенда, о которой идет речь, стала одной из наиболее отравленных стрел антисоветской пропаганды на Западе.

Как бывший участник тройных переговоров, я хотел бы внести свою лепту в разоблачение этой легенды. В своих воспоминаниях я подробно, с точными фактами и документами в руках, показываю действительный ход и исход переговоров. Я касаюсь также секретного протокола о разграничении сфер влияния между СССР и Германией в Восточной Европе – тема, которая до сих пор не затрагивалась в советской печати. Но, если мы хотим вести настоящую контрпропаганду против Запада, то нельзя обходить этот протокол, который там широко известен и который чаще всего используется нашими врагами для нападок на СССР. Надо не замалчивать данный протокол, а объяснить, почему мы на него пошли, и это можно сделать понятно и убедительно(4). Свое изложение в смысле формы, тона, манеры я старался построить так, чтобы оно было доходчиво не только для советского, но и для зарубежного читателя (ведь его особенно нужно убедить).

В результате получилось произведение, которое, как мне кажется, может служить полезным оружием в нашей* идеологической борьбе с Западом вообще и в защите нашей внешней политики в частности. Именно этот боевой характер работы (при ее внешне спокойной «тональности») дает мне смелость посвятить ее XXII съезду КПСС(5).

Я прекрасно понимаю, что у Вас лично нет времени читать длинные рукописи. Но может быть Вы сочли бы целесообразным поручить какому-либо компетентному товарищу в ЦК ознакомиться с моими воспоминаниями и сделать те или иные замечания? Разумеется, я учел бы эти замечания при опубликовании моей работы.

Был бы Вам очень признателен, глубокоуважаемый Никита Сергеевич, за содействие в издании моих воспоминаний, ибо думаю, что они хорошо вооружили бы наших товарищей для отпора западным клеветникам и помогли бы зарубежному читателю получить более правильное представление о событиях 1939 г.

С искренним и глубоким уважением
И. Майский

П.С. Надеюсь, что перед опубликованием моей работы мне будет предоставлена возможность выверить все детали по архивам МИД СССР, которыми я, к сожалению, не мог пользоваться в процессе ее написания.

РГАНИ. Ф.5. Оп. 33. Д. 182. Л. 127-129. Незаверенная копия.
Ф.1702. Оп. 4. Д. 275. Л. 72-74. Отпуск машинописный.

* Далее зачеркнуто одно слово.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Речь шла о книге воспоминаний И.М. Майского, которая при издании получила название «Кто помогал Гитлеру». 20 июня 1961 г. Майский направил также письмо и рукопись книги М.А. Суслову с просьбой содействовать ее публикации. 21 августа Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС подготовил заключение о возможности издания рукописи. В нем, в частности, говорилось, что рукопись была направлена на рецензирование в отдел печати МИД СССР, который отметил, что она представляет известный интерес и может быть использована в целях разоблачения распространяемой на Западе буржуазной печатью антисоветской клеветы о принципах заключения советско-германского договора 1939 г. В рецензии отмечались также и существенные недостатки рукописи: явное преувеличение личного участия автора книги в осуществлении советской внешней политики, упоминание без необходимости имени В.М. Молотова, рассуждения автора о конъюнктурности внешней политики СССР, абсолютная неприемлемость рассуждений автора о переделе сфер влияния между СССР и Германией, показ Черчилля как гениального политика и друга СССР и т.д. Тем не менее Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам предлагал поручить автору доработать рукопись с учетом изложенных замечаний и использовать наиболее важные оценочные формулировки из книг «История КПСС», «История Великой Отечественной войны», шире цитировать иностранные источники, приводя выгодные для нас высказывания. Для издания книги Майского рекомендовалось издательство Института международных отношений (РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 182. Л. 124-126, 130-133).

В связи с разрешением публикации книги Майский обратился в МИД СССР с просьбой предоставить ему возможность ознакомиться с почтовой и телеграфной перепиской между советским посольством в Лондоне и НКИД в 1932-1939 гг. для уточнения исторических фактов. Ему было отказано в использовании архивных материалов, ссылались на инструкцию, не допускавшую использование служебной переписки лицами, не имеющими непосредственного к ней отношения (Там же. Л. 134).

2. Речь шла о ноте советского правительства, опубликованной в газете «Правда» 28 ноября 1958 г., в которой, в частности, говорилось, что США, Великобритания и Франция «далеко не сразу пришли к выводу о необходимости установления сотрудничества с Советским Союзом в целях противодействия гитлеровской агрессии, хотя со стороны Советского Правительства постоянно проявлялась готовность к этому» (см.: Майский И.М. Кто помогал Гитлеру: (Из воспоминаний советского посла). М., 1962. С. 194-195).

3. Материалы о подготовке и проведении англо-советской конференции историков см.: Ф. 1702. Оп. 3. Д. 553.

4. Предложение И.М. Майского об опубликовании секретного дополнительного протокола к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 г. рассматривалось ЦК КПСС. В еженедельнике Майского за 11 августа 1961 г. упоминается разговор с Петровым о секретном протоколе и обещании того дать ответ через неделю о возможности его использования в книге Майского «Кто помогал Гитлеру» (Ф. 1702. Оп. 2. Д. 54). Первая публикация документа была осуществлена в сб.: Год кризиса, 1938-1939: Документы и материалы: В 2-х т. М., 1990. Т. 2. С. 321.

5. XXII съезд КПСС состоялся в октябре 1961 г. Он принял новую Программу (построения коммунизма) и Устав КПСС.

Майский И.М. Избранная переписка с российскими корреспондентами: в 2 кн. Кн. 2. 1935-1975. М.: Наука, 2005. С. 338-339, 566.

С уважением, Пауль.