От Китаец Ответить на сообщение
К BP~TOR
Дата 26.12.2005 22:28:22 Найти в дереве
Рубрики Гражданская война; Части и соединения; Версия для печати

Re: О вознесенцах...

Салют!

>ОБЪЯСНЕНИЯ
>Бывших командующего 14-й армией К. Е. Ворошилова и члена Реввоенсовета 14-й армии В. И. Межлаука

Я не могу судить, насколько была реальной перспектива суда над Ворошиловым за разгром XIV-й армии. Едва ли он был виноватее многих, а связи у него были хорошие.
Заметьте хотя бы то, что когда Ворошилов писал эту бумагу, б. главком Вацетис давал показания в тюрьме. А сняли его и Ворошилова в один день, хотя Троцкий подавал в отставку по поводу отстранения Вацетиса.
Только бумажкам я подобным не верю. Составлялись они по принципу «Как мне не дали выиграть сражение». Это не отношение к авторам конкретной бумаги, а характеристика её жанра.

>Середина августа 1919 г
>Северный участок между линиями Лозовая – Славянск и Синельниково – Гришино занимался партизанским отрядом Соловьева, стоявшего в Петропавловске, и группой Чикваная, стоявшего в Чаплине. В распоряжении Чикваная находилось около 200 человек Севастопольского полка, морально совершенно разложенного и физически на 90 % больного…

Не всегда он таким был. Если бы можно было вывести на отдых и пополнение, может оно иначе обернулось бы.

«23 мая 1919 г.
Дорогие товарищи!
Общее собрание Севастопольской организации коммунистической партии большевиков, услышав о вашем геройском поведении на фронте, постановило приветствовать вас, как передовых борцов революции.
Мы твердо убеждены, что вы, так славно дравшиеся на Керченском фронте, сумеете повести за собой все части на завоевание Дона. Владычеству добровольцев в Донецком бассейне должен быть положен конец. Вперед же, товарищи, в бой!
Мы, оставшиеся здесь, в Севастополе, на том же собрании постановили мобилизовать всех коммунистов и, в первую очередь, послать вам подкрепление.
Знайте, товарищи, что наши сердца бьются вместе с вашими и каждая победа, одержанная вами, лишний раз говорит нам о том, что сила рабочих непобедима.
Да здравствует I Севастопольский полк!
Да здравствует братство трудящихся всех наций!
Долой контрреволюцию и погромы!
Да здравствует созданная и дисциплинированная Красная Армия!»

…кавалерийский Вознесенский полк, разоруженный вследствие своей полной непригодности, 13-й Вознесенский пехполк, пытавшийся перейти к Махно, но не принятый этим последним, и еще несколько отрядиков…

Конечно, с частями у Чикваная было туго… Скачко позднее писал, что «в начале мая от 2-й Украинской армии остался только… один штаб». Пришедшие ему на смену доносили:
«Ждем вашей действительной помощи в создании второй армии, которой уже нет, так как Махно выделился в самостоятельную армию, а больше ни одного солдата в ней нет. Командарм 2 Ворошилов, член РВС Межлаук».
Ну, «ни одного солдата» всё же риторика. А в цитируемом Вами документе Ворошилов заостряет внимание на наихудших чертах худших частей, игнорируя то, что 59-й желдорполк неплохо сражался (несмотря на то, что безобразно снабжался, как и прочие подчинённые Ворошилову части), а пешие вознесенцы позднее попали в 46-ю стрелдивизию, где быстро «оздоровились» и достигли боеспособного состояния. Почему не удавалось с ними совладать у Ворошилова, Межлаука и Чикваная? Интереснее было бы почитать, как Ворошилов это объясняет, а не рассказывает легенды о не-принятых-Махно-полках…
Иными словами, «солдаты плохие, а я всё правильно приказывал».
Это при том, что я пока не берусь судить о боевой ценности Отдельной донецкой рабочей бригады.

>Если строевое состояние частей было неудовлетворительным, то, что же говорить о политической работе, производившейся нередко в Вознесенском кавполку при помощи выборного командования и выборных политработников?

Это не невидаль! Но ведь полгода назад Ворошилов и Межлаук отстаивали право авторитетных в войсках товарищей командовать без помощи присылаемых из центра военспецов. Как всё изменилось…

>Даже лучшие из присылавшихся частей оказывались весьма неважными по своему качеству. Отряд Садовникова, на который возлагались громадные надежды как основу формирования, самовольно ушел с фронта и бежал сначала в Павлоград, затем в Новомосковск и далее по направлению к Екатеринославу…

Полагаю, Садовников тоже мог много написать, почему он отошёл и кто в этом виноват.

>…Вознесенский кавполк бежал от горсточки противника, произвел нападение на Штаб и был разоружен…

Интересно, а есть ли преемственность от разоружённого кавполка с расстрелянным комсоставом к Вознесенскому кавдивизиону Урсулова (того самого, который танки под Берёзовкой брал), существовавшему к началу августа?

>Достаточно проглядеть дела армейского трибунала, чтобы ознакомиться с теми командирами и солдатами, которые были расстреляны за этот короткий промежуток времени. Комсостав Вознесенского кавполка, махновский комсостав были целиком расстреляны за непонимание своих обязанностей.

Я не знаю, какой комсостав трибунал XIV-й армии «целиком» приговорил к расстрелу как махновский. Если имеются в виду Бурбыга (помнаштадив), Добролюбов, Коробка (командир отряда), Костин, Михалев-Павленко (командир инженерно-железнодорожных войск и член коллегии штадив), Олейников, Полунин «и примкнувший к ним» Озеров (б. наштабриг), то их расстреляли по решению Чрезвычайного военно-революционного трибунала Донбасса не «за непонимание своих обязанностей», а согласно приказам Р.В.С.Р. № 107 от 6 июня (о «съезде анархо-кулацких делегатов») и № 108 от 8 июня («Конец махновщине!»).
Но Белаш, Буданов, Вдовиченко, Гавриленко, Дерменджи, Калашников, Клейн, Куриленко и другие остались в составе 7-й Украинской советской дивизии (позднее 4-й бригады 58-й стрелдивизии). Причём только про Белаша и Буданова мне известно, что они служили рядовыми бойцами. Вдовиченко остался комполка, Гавриленко – комбат и т.п.
Братья Махно, Каретников, Лютый, Марченко, и Щусь (и, возможно, Голик) уехали в Кичкас, где их особо не беспокоили, хотя жили они не прячась (Дыбенко, во всяком случае, знал их местонахождение). Позднее (ещё до объединения с Григорьевым) к этой группе присоединились Василевский, Забудько, Лащенко, Лепетченко, Кожин, Назаренко, Пузанов, Серёгин, Тарановский, Троян, Уралов, Чалый, Чубенко, Чучко и Шпота.
Скорее всего, «целиком» были расстреляны махновцы, по тем или иным причинам оказавшиеся 12 июня на ст. Синельниково.

>Были сформированы особые карательные отряды, во главе которых стал товарищ Алешкин, впоследствии сам расстрелянный за попытку уклониться от твердой линии искоренения партизанщины.

В этом можно было кого угодно обвинять, благо дело труднодоказуемое. А.А. Иоффе, например, докладывал, что, «назначив Ворошилова командармом», Совет обороны «затруднил возможность борьбы с партизанщиной».
Мне не ясно, были ли это заградотряды, или экспедиционные отряды против махновцев. Если второе – то в одном из них комиссаром был Григоров. Тот отряд и вправду не был эффективным, но это ещё не основания для расстрела командира. Армия тоже не шибко эффективной была, но Ворошилов же себе смерти не желал?

>Эта растерянность вскоре, благодаря категорическому тону наших требований, перешедшая в явное к нам недоверие, обусловила собой величайшую из нелепостей, которые когда-либо видела военная история, а именно передачу руководства 14-й армией в оперативном отношении 12-й армии. Тот, кто теперь, в половине августа, имел дело с 12-й армией, знает, что это за учреждение, по свидетельству товарища Бубнова, несравненно во много сот раз худшее, чем штаб 14-й армии.

Ну, в это как раз я могу поверить (кроме риторики про «величайшую из нелепостей» и «несравненно во много сот раз»).

>Штаб 12-й армии совершенно незнаком не только с операциями и частями 14-й армии, невзирая на донесения, которые ему правильно посылались, но совершенно не знает даже своих собственных частей, по отношению к которым такое незнание является уже прямо преступным.

Похоже на правду. Не уверен, однако, что Ворошилов был свободен от «прямо преступного незнания своих частей».

>Определенный нюанс ситуации в том что и Ткаченко и Павловский начали атаманить раньше Григорьеваи считали его парвеню так сказать к тому же лезущим в чужие районы (в этом с ними солидарны Махно,Чучупака,Коцур)

Любой влиятельный атаман неизбежно «лез в чужие районы». Собственно, если он это делал, и делал успешно, то мы и говорим о его влиянии. Множество атаманов волосного масштаба нам неизвестны, известны только по именам (прозвищам) или известны на основе недостоверных источников. Григорьев же не просто «лез», он призывал к общеукраинскому восстанию.
Махно Григорьева не жаловал явно не за то, что тот «лез в чужие районы». См. статью Махно «Новый Петлюра», воззвание к повстанцам, в котором Махно берёт «историческую» ответственность за «расстрел» Григорьева, а так же показания Чубенко, который возглавлял махновскую делегацию по установлению характера григорьевского движения, а позднее был основным обвинителем Григорьева в Сентово. Это тем более явно, что встретились Григорьев и Махно, когда Махно пришёл в район Григорьева, а не наоборот.
На «буферном» же районе (в Екатеринославе) имелось таки промежуточное звено между Махно и Григорьевым – дедушка Максюта (за убийство которого Пархоменко получил первый Орден Красного Знамени).
А Чучупака, вроде, хотя бы в Р.-К.К.А. не служил. Или просто я про него этого не знаю?

>прверялось напрвление, естественно проверяющий сидел в штабе самой крупной части. Там весь список десятка полтора частей

Дык Григорьев и пытался подмять всё направление. И многие части это принимали.
С почтением, Китаец.