От Игорь Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.10.2009 23:22:48 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Идеология; Культура; Версия для печати

Re: Сергей Кара-Мурза:...

Сергей Георгиевич заявил, что де наука требует беспристрастного подхода, "когда вы равнодущны по отношению к объекту". Только забыл сказать, откуда он это взял. В реальности подобный тезис не имеет смысла научного метода или его основополагающей части просто потому, что естественные науки по определению исследуют такой объект, по отношению к которому человек не может испытывать страстей, чувств, и т.п. Не может же ученый-естественник ненавидеть или любить электон или соляную кислоту.
Поэтому для естественных наук этот тезис тавталогичен.

Весь смысл применения этого тезиса, следовательно, может относится только к общественным наукам. Но общественные науки произошли из средневековогоо богословия, теологии, религиознйо философии, где тезис беспристрастности по отношению к объекту ( человеку, обществу) вовсе не означает равнодушия, а означает непривесение собственных корыстных и необективных суждений, связанных не с поиском истины, а с самоутверждением. Беспристрастие вовсе не могло означать равнодушие просто потому, что сам объект изучения априори предполагал имеющим объективные ( а не субъективные) характеристики относительно добра и зла, понимаемые как абсолют. Без привелечения добра и зла, как вечных и объективных категорий средневековые богословы просто не могли бы исследовать общество и человека.

Таким образом возожность исследования человека и общества методами, не различающим добро и зло в объекте, а считающим их лишь субъективными самоощущениями , - это западная парадига в общественных науках, отказавшихся от религиозного основания. Следовательно тезис Кара-Мурзы ложен и в частностях и по существу. - Равнодушие или ощущение определенных чувств по отношению к изучаемому объекту - есть не свойство научного метода, как такового, а свойство самого изучаемого объекта. - Можно ли по отношению к нему испытывать человеческие чувства или нельзя. По отношению к естественным наукам тезис Кара-урзхы становится бессмысленен, по отношению к общественным накам он основан на ложной западной парадигме - будто бы можно описать духовный объект "беспристрастными" методами естественных наук.