От Сергей Кара-Мурза Ответить на сообщение
К All
Дата 19.10.2000 12:57:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

205. Биллу о Паршеве

BILLу о Паршеве
Избирательное отношение BILLа к доведенному до полного упрощения тезису Паршева странно. Почему это - готов обсуждать все, кроме тезиса Паршева? Ведь Паршев только изложил на доступном для дебилов языке тот факт, который интенсивно изучается множеством экономистов с 90-х годов XIX века. Превращенный в простейшую задачку тезис Паршева отнюдь не абсурден и подтверждается эмпирически: иностранные инвестиции в Россию не идут. И политика тут не при чем - не говоря о Китае, иностранные инвестиции в реальный сектор экономики на душу населения на Кубе на порядок выше, чем в России (данные постараюсь найти, куда-то засунул).
Добавлю интересный факт. Мне прислал целый труд (53 стр. машинописного текста) один из крупных деятелей строительства, ныне пенсионер. Он, например, руководил строительством Ульяновского авиационного промышленного комплекса. О масштабах комплекса говорит тот факт, что для него строили новый левобережный район Ульяновска на 400 тыс. человек. Суть труда в том, что автор как бы «переписал» книгу Паршева применительно к строительству. Он приводит дотошные сведения о стоимости всех элементов промышленного строительства в России, Западной Европе и Юго-Восточной Азии. У нас в целом любой объект выходит в 2-2,5 раза дороже, чем в Европе и в 5-6 раз дороже, чем в ЮВА. И для любого инвестора это очевидно из самого краткого бизнес-плана. Кстати, о транспорте. Для многих инвесторов удаленность от портов - критический фактор. Для Ульяновского комплекса купили в ФРГ крупногабаритные автоклавы. Их перевозка из Ленинграда стоила в сотни раз больше, чем продажная цена.
Далее он приводит реальную среднюю зарплату в авиационной промышленности 70-х годов в долларах - 260 долл. на руки и 200 косвенно. То есть, меньше 460 долл. платить нельзя. С 1992 г. этот человек вел переговоры с десятками фирм Запада по использованию сети заводов, построенных в селах Западной Белоруссии для выполнения заказов авиационной промышленности (там в селах возник избыток женской рабочей силы). Заводы новенькие, оборудование прекрасное, люди обучены - но все рухнуло в 1992 г. Наши снизили зарплату до 40 долл. в месяц, чтобы привлечь фирмы. Это - зарплата таких же рабочих в ЮВА. Но инвесторы, посчитав реальную стоимость нашей рабочей силы, быстро вычисляли, что так или иначе придется выплачивать по 200 долл. в месяц - даже для условий Западной Белоруссии. Ни одного контракта так и не заключили. Взялась только чешская фирма «Отован», у которой был подряд на пошив рабочей одежды для Запада. Но, начав с использования завода с 1000 работников, она после первого же цикла производства сократила проект до одного цеха с 70 рабочими. Завод был закрыт. Никто из этих инвесторов и наших директоров не читал книги Паршева, во всем этом нет никакой идеологии и никакой теории - человек рассказывает голые факты.
В том, что тезис Паршева имеет смысл, говорит тот факт, что обсуждение его книги было проведено в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Это - самый элитарный экономический институт, кузница кадров для правительств времен Ельцина, хотя руководство там всегда было очень разумным. Меня тоже пригласили, и я там просидел около 4 часов. Впечатление было тяжелое. Первый докладчик («консерватор») говорил по делу и возразил Паршеву тем, что при благоприятных обстоятельствах технологический фактор в принципе может уравновесить географический, к чему мы уже подходили в позднем СССР. Сейчас реально эта возможность быстро утрачивается. Все остальные выступавшие были «сердцем» не согласны с Паршевым, но ни один этого прямо не высказал и ни один не затрагивал самой задачки Паршева. Все толкли воду в ступе, обходя проблему и отвергая тезис Паршева «контекстом». Вывод был очевиден: рациональных аргументов против тезиса Паршева у всей верхушки главной интеллектуальной цитадели наших реформаторов нет.
Поскольку BILL более разумен, чем эти корифеи (или, как минимум, более откровенен), все же было бы очень интересно услышать его доводы. Для этого не надо и читать Паршева. Просто пусть скажет, из каких соображений инвестор-космополит, решивший строить «завод Х», будет делать это в Вологде, а не на Тайване. Что компенсирует высокие по сравнению с Тайванем издержки производства в Вологде, определяемые стоимостью отопления, телогрейки, валенок и водки для дяди Васи, а также перевозки продукции до ближайшего порта на Балтике?
С.Кара-Мурза

Примечание Тугаринова
Билл в отъезде и Кара-Мурза в отъезде. Уезжая на неделю С.Кара-Мурза оставил этот файл, не зная что Билл в США. Поскольку текст многим может быть интересен, помещаю сегодня, а Билл ответить сможет по приезде или оттуда латиницей. По слухам и сам Андрей Петрович Паршев на наш форум собирается. Интересно будет пообщаться.