От Locke Ответить на сообщение
К Рядовой-К
Дата 07.04.2020 10:03:10 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Ошибка буквально на входе

Когда мы говорим за истребительный и штурмовой компонент палубных авиакрыльев в САСШ 1960-2000, мы таки регулярно упускаем две вещи:

1. Там все надо делить на 2, а то и 3;
2. Они НЕ планировали воевать с нашими надводными силами.


Даже давайте наоборот, со второго: представления о том, что палубное авиакрыло собирается каким-то образом атаковать надводные силы ВМФ СССР, у самих американцев появились примерно в 1973 году, но не раньше. И в 1990 уже угасли, потому что переориентированная на эти задачи "медиум"-составляющая штурмовой авиации так плохо показала себя по наземным целям Ирака, что ее тут же решили откатить обратно.
Итак, первое: и истребительная и штурмовая авиация ВМС США в указанный период поделилась на два:

а) истребители с 1952 стали "дневными" и "всепогодными" (AW), причем в первые эскадрильи пошли легкие одномоторные машины, а во вторые - то, что изначально было "ночным" (N). Во Вьетнаме, соответственно, первые летали на F8, вторые - на F4. Об этом нельзя забывать. И когда в 1972 появился F14 на вооружении, он шел - во вторые, которые уже не имели AW-индекса, и на короткое время стараниями Тома Коннолли этот самолет стал бы единым истребителем и для легких и для всепогодных сил, если упустить из внимания тот факт, что морпехи все еще летали с палуб на F4, который у них был не AW, а FA, fighter attack, и именно в Корпусе играл роль дневного истребителя, при наличии одной такой морпеховой эскадрильи на борту, в то время как одна или две эскадрильи F14 играли тогда "всепогодную" роль. Именно поэтому морпеховы F4J/M почти всегда носили пушечный контейнер - считалось что дневной истребитель это истребитель пушечный. То есть реально время, когда F14 стал единственным истребителем на борту амовых авианосцев - это 1986-1989, между полным отказом от F4 и IOC F18. Согласитесь, маловато для того, чтобы видеть в роли истребительного противника ТОЛЬКО этот самолет;
б) у штурмовиков сложнее. Когда в 1947 штурмовыми (VA) стали все ударные палубные эскадрильи - и торпедоносные, и бомбардировочные, и истребительно-бомбардировочные - уже тогда стало понятно, что без специализации не обойтись. Первые же попытки специализации в виде ночных штурмовых действий имели вид композитных эскадрилий VC, но когда флот решил таки бороться за ядерное оружие, появились VAH - тяжелые штурмовые эскадрильи, летавшие на AJ и A3D. А имевшиеся VA как бы стали "легкими", повторяя истребительную парадигму. Но самое забавное не это, а то, что они неофициально поделились еще раз, на легкие VAL и средние VAM с приемом на вооружение А6 "Интрудер". С атомной бомбы Mk7, которая весила 726 кг, (легче торпеды, под которую делали "скайрейдер"), уже не было нужды в больших носителях и летавшие на реально тяжелых машинах (А-3 и А-5)VAH сошли со сцены довольно быстро, занявшись танкингом, фото- и радиоразведкой в основном, а вот VAM приняли на себя основную тяжесть "всепогодного" сегмента парадигмы. Тут ведь что важно - этот "средний" компонент штурмовых сил палубной авиации США перешел с А-1 сразу к А-6, в то время как "легкий" перепробовал массу одноместных и одномоторных машин (F9F-2B, FJ-4B, A-4 и A-7), но так и остался средством грубо равноценным нашей ФБА - он совершал дневные вылеты на удары по наземным целям в 92% случаев, в т.ч. по планам - ядерным оружием.
Поэтому когда мы говорим о том, что какие-то там американские палубные штурмовики в 1970-1990 (до и после нет смысла рассматривать игрушки в противоавианосные доктрины) могли противостоять советским надводным силам, надо отчетливо понимать, что в силу особенностей БП и имеемых авиационных средств поражения, речь идет ТОЛЬКО о VAM, летавших ТОЛЬКО на А-6А/Е, и эта задача была для них ВТОРИЧНОЙ. Первичной были ночные удары по берегу. В т.ч. ядерным оружием.

С советскими надводными кораблями и соединениями в указанный период должны были бороться совсем другие силы и средства ВМС США - многоцелевые АПЛ. И вот об этом мы не знаем ничего или почти ничего. Клэнси и его друзья со всякими "гарпунами" приучили нас думать о том, что интеллектуальный оргазм командира "лося" - это поймать русскую лодку. Но это было основной задачей не АПЛ, а самолетов БПЛА ВМС США. "Лоси" же задачам атак "русских крейсеров" посвящали 53% мероприятий БП, на ПЛО-поисковую активность в 1981 году, например, было выполнено 26 боевых служб, в то время как на работу по слежению за соединениями НК и ОБК ВМФ РФ - 49.
Почему мы об этом не знаем? И продолжаем тереть гипотетические свалки Ту-22 и F14 где-то на просторах Большого Театра...