От М.Токарев Ответить на сообщение
К VLADIMIR Ответить по почте
Дата 08.03.2017 15:45:42 Найти в дереве
Рубрики WWII; Память; Искусство и творчество; Версия для печати

Основа сюжета - реальная предвоенная работа Николая Кузнецова-"Рудольфа Шмидта

>Товарищи,
>Хотелось бы услышать мнение знатоков советской массовой культуры об этом фильме.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%B8%D0%B7_%D0%BD%D0%B0%D1%81_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1970)

>Хороший фильм, с элементами пародии на более древние шпионские фильмы и хорошей актерской игрой. Вместе с тем, в нем открыто звучит следующая тема: война во-вот начнется и надо успеть предотвратить диверсию на оборонном заводе до ее начала, что и делается в последний момент. То есть, советской контрразведке хорошо известно, что война начнется на днях и с часу на час. Это явно не согласуется с официально утвержденной тогда версией исторический событий, которая не подразумевала оспаривания: враг напал внезапно на мирно спящую страну.

>С ув.,

Доброе время суток!
Косценарист фильма Алексей Нагорный еще в 1960-х гг. был знаком с тогдашним директором Высших курсов сценаристов и режиссеров Михаилом Маклярским, который в 1942-1944-м гг. курировал в 4-м Управлении у Судоплатова зафронтовую работу отряда специального назначения Дмитрия Медведева, включая действия Николая Кузнецова - "Пауля Зиберта". Через Маклярского Нагорный познакомился с заместителем Медведева по разведке Александром Лукиным, который до лета 1940-го года был замначальника Особого отдела УНКВД по Москве и области, а в 1942-1943 гг. непосредственно руководил работой Кузнецова в Ровно. От Маклярского и Лукина Нагорный узнал закрытые тогда подробности предвоенной биографии Николая Ивановича Кузнецова, которого в 1940-м году как "военного инженера-испытателя из фольксдойче Рудольфа Шмидта с авиазавода № 22 в Филях" удачно "подставили" сотрудникам военного атташата посольства Рейха в Москве. Через него немцам "сливали дезу" в т.ч. по проектным разработкам двигателей для ВВС и ВМФ...
Изначально Нагорный с Рябовым написали вполне серьезный и скучный сценарий, но режиссер Полока, уже снявший "Республику ШКИД", намеренно переделал историю в пародийном стиле мультяшных "Шпионских страстей", чтобы она контрастировала с серьезно-скучно-пафосными свежими (на тот момент) топичными фильмами в тему: "Путь в "Сатурн" и "По тонкому льду". Алексей Лукин, привлеченный к работе над "Один из нас" как неофициальный консультант, добавил "оживляжа" (типа реальной истории с попыткой немцев напоить главного героя до потери разума). Впоследствии Полока, подружившийся тогда с Лукиным, уже много позже его кончины (в 1975 году) экранизировал автобиографическую повесть Лукина "Обманчивая тишина" под названием "А был ли Каротин?"
Подробнее о предвоенной работе Кузнецова-"Шмидта" в Москве написал его биограф Теодор Кириллович Гладков в главе 5 книги "Легенда советской разведки". Выложена здесь: http://www.redov.ru/istorija/legenda_sovetskoi_razvedki_n_kuznecov/p1.php

В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев