От badger Ответить на сообщение
К Denis1973 Ответить по почте
Дата 23.02.2019 10:54:10 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: Советское ПВО...

>Я всю дорогу думал, что это для облегчения конструкции.

Ну естественно, определенное облегчение конструкции этим достигалось :)
БС+200 патронов весили порядка 50 кг, ШКАС + 500 патронов около 30 кг, 20 кг разницы.
Один БС получался легче, чем два ШКАС.


>То есть основным мотивом "недовооружения" советских истребителей было отсутствие пулеметов крупного калибра?

Давайте обратим внимание, например, на то, что Пе-2 получил только один курсовой УБ, вместо одного из двух курсовых ШККАСов, хотя для него проблема веса явно не была столь принципиальна.


Давайте обратим внимание на то, что Як-7Б получил два БС, несмотря на "облегчения". Сам по себе пример Як-7Б опровергает идею, что "облегчение" было главнее вооружения.

А вот наличие в производстве двух версий одного и того же, по сути истребителя, у одного из которых два пулемета, а у другого - только один, явно намекает на дефицит вооружения.

Но, на самом деле, всё ещё проще, цифирки производства УБ есть в широком доступе:

22 апреля универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Стоит отметить, что он поспел как раз вовремя, так как начавшаяся через 2 месяца война выявила неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по различным воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было развернуто на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном заводах. В 1941 г. было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1942 √ около 25 тыс, в 1943 г. - 43 690, в 1944 г. - 38 340, в 1945 г. - 42 952. Таким образом, итоговый объем выпуска пулеметов Березина превысил 150 тыс штук.

http://www.airwar.ru/weapon/guns/ub.html

По 41 году, думаю, всё понятно - пулемёт только осваивается в производстве, цифра производства не за весь год, все эти пулемёты заберут МиГ-3, ЛаГГ-3, а надо ещё и на Пе-2 начинать ставить, а на него, по хорошему, нужно 3 УБ - 1 х курсовой, люковый и в верхнюю установку штурману ( а "по правде", ему надо 4 УБ - два курсовых). В итоге ЛаГГ-3, в процессе производства, "облегачается" на 1 УБ. Яковлев, наверняка, был бы не против усилить вооружение ( и заодно "облегчить" ) свои истребители и в 41, но пулемётов для него, абсолютно очевидно, нет.

В 42 ситуация становится лучше - 25 тыс. пулемётов. Попробуем поделить по максимуму:

Пе-2, произведено 2500 самолётов, нужно 7500 пулёметов ( а "по правде" - нужно 10 тыс., что бы заменять оба курсовых)
ЛаГГ-3, произведено 2700 самолётов, нужно 2700 пулемётов (а если не "облегчать" - то 5400 пулемётов), и это ещё Лавочкин, переходом на Ла-5 ушёл от конкуренции с Яками не только по мотору, но и по пулемётов, сделав вооружение только из ШВАКов, который был освоен в производстве и которого было много, иначе пулемётов для Лаггов нужно было бы ещё больше.
Ил-2 - произведено порядка 8000 самолётов, если мы начинаем сажать на них стрелка раньше, то нужно будет 8000 пулемётов.

Як-7Б - 2500 самолётов - 5000 пулемётов
Як-1 - 3500 самолётов, если мы их переводим на крупнокалиберные - то 7000 пулемётов нужно, если по два на самолёт.

Плюс, надо ещё на Ил-4 по одному пулемёту, их делается немного, но надо перевооружать имеющиеся в наличии.

Легко посчитать, что если по два пулемёта на истребитель + по три на Пе-2 и одному на Ил-2 - надо 32 тыс пулемётов.

Если, как в реале, по три на Пе-2, по два на Як-7Б, по одному на ЛаГГ-3, плюс по тысяче кинуть на Ил-2 со стрелком, Як-1Б и Ил-4, то получается порядка 21 тыс. что в пределах производства.


В реале, производство истребителей с одним пулемётом продолжалось и в 44 году, причём даже Як-3 не сразу стал с двумя пулемётами:

Первоначально (до 13-й серии) Як-3 был вооружен одной
мотор-пушкой ШВАК и одним синхронным пулеметом УБС (выпущено 197 самолетов),
затем стали добавлять еще один синхронный пулемет (выпущено 4004 машины).


http://army.lv/ru/yak-3/modifikacii/504/165

Вообщем, судя по пику производства УБ в 43 году - похоже, что после этого бороться за увеличение производства бороться устали, а нарастающее производство самолётов выбора не оставляло, и, например закод НКАП №153 переходя с с производства Як-7Б на производство Як-9 в 1943 году, получается, перешёл с двухпулемётного на однопулемётный вариант истребителя.

Есть подозрение, что когда историю с установкой крупнокалиберных пулемётов кто-нибудь, наконец, раскопает как следует, там всё окажется намного сложнее и запутаннее, чем нам сейчас кажется, производство одно и двухпулёмтных модификаций окажется сильно перемешано, в зависимости от фактического наличия пулемётов, и где-нибудь в этой истории будет документ типа:

"Давайте ставить на заводе один пулемёт, пусть они себе в части, тем пилотам, которые умеют стрелять, сами ставят второй, снимая пулемёты со списанных машин на аэродроме и валяющихся вокруг севших на вынужденную, даже с машины не имеющей шансов на восстановление после аварийной посадки пулемёт чаще всего можно снять целый".

По крайней мере, КМК, другого логичного объяснения, что почти до конца войны не стояло вопроса, что нужен второй пулемёт, нет, особенно учитывая, что остальные стороны - немцы, американцы, итальянцы, японцы, у кого были истребители с синхронными пулемётами над двигателем, никогда установкой только одного пулемёта не баловалось, строго попарно.